История Чусовских земель

История Чусовских земель удивительная, она повествует о славных людях: именитых купцах Строгановых, получивших в дар земли, дотоле безлюдные; о святом Трифоне Вятском Чудотворце, выбравшем склон горы с видом на р.Чусовую для уединенной пламенной молитвы к Богу; о славной дружине Ермака, отправившейся с этих мест покорять Сибирь; о вере простых людей, о их благочестии.
В 1558году 440 лет назад купцы Строгановы получили от царя Иоанна Грозного земли по реке Чусовой. На правом берегу Яков Аникиевич Строганов построил Нижний Чусовской Городок. Позднее на левом берегу, выше по течению Максимом Яковлевичем Строгановым был основан Верхний Чусовской Городок. Городки были укреплены от набегов местных диких вогулов и князьков сибирского хана Кучума.
Когда люди осваивали новые места, они в первую очередь возводили Божии дома, что привлекало благодать и освящало все дела и саму жизнь человека. Уже к 1624г. в Нижнем Чусовском Городке были построены храм Богоявления Господня и храм с колокольней в честь святителей Петра, Алексия, Ионы Московских Чудотворцев. Через 120 лет вместо двух деревянных церквей построена одна каменная церковь Богоявления Господня. Она имела два придела: один — в честь Богоявления, другой — в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1890 г. на пожертвования прихожан и благотворителей был выстроен третий придел — в честь святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Прихожан было около 4000 человек, не считая детей. При храмах были монашеские кельи.
В летописях читаем повествование: «С праздником в честь святого праведного Симеона Верхотурского связана еще одна история. Жил в Нижнем Чусовском селе крестьянин Иван Николаевич Бушуев. В 1854 году он сильно заболел, слег и обезножил. Во время болезни он дал — как только станет легче, сходить к святым мощам праведника Симеона Верхотурского. Выполнив свой обет, он полностью поправился…. Ежегодный праздник 12 сентября (25 сентября — н.ст.) в честь Симеона Верхотурского становится доброй традицией в Нижнем Чусовском Городке. В этот день собиралось от 600 до двух тысяч человек».
Удивительно, что за три-четыре десятка лет уже в каждом Городке величественно возвышались несколько храмов. Убранство в храмах было великолепным, многие иконы были старинного письма, в золотых окладах.
В годы лихолетья были поруганы святыни, разрушены величественные храмы, что привело к безвозвратной потере для будущих поколений многих памятников русской иконописи и духовной мысли, отраженной в церковных книгах. Люди утратили общение с Богом и перестали понимать, что назначение Церкви — ввести своих чад в сферу Божественного Бытия. Она — духовный союз нашего мира… Она, Церковь, — союз Любви Христовой в силу неразрывного единства с Ним».
Но Господь не перестает промышлять о нас. У каждого человека, города, народа, страны есть свой ангел-хранитель, есть свои молитвенники. На нашей Чусовской земле есть за нас предстатели пред Богом: преподобный Трифон Вятский Чудотворец, святой праведный Симеон Верхотурский. Как перестанет молитва, прекратится общение человека с Богом — исчезнет мир.
12 августа 2007 г. произошло событие, которое всколыхнуло православную душу нашего поселка. В этот день был освящен источник в честь св. праведного Симеона Верхотурского, святого, особо почитаемого с давних времен в этих местах. Крестный ход прошелся по улочкам, которые никогда не видели праздника духа, праздника веры, ожившей души, которые не оглашались молитвой. Вместо 20 человек, как предполагалось, собралось 120, потянулись людские сердца к вере, тоска по святыне нашла себе отраду в освящении этого источника. Для всех людей это было воистину праздничное шествие!
Источник был облагоустроен, участие принимали и дети и взрослые, на пожертвования прихожан построили мосточки, установили лавочку. Желание освятить источник именно в честь Симеона праведного было общим. Раньше Верхотурье относилось к Пермской губернии, и в Нижнем Чусовском Городке находились некоторые вещи праведного, принесенные из Верхотурья. Жители этих мест чтили его память, по молитвам святого происходили исцеления. После освящения источника завели разговор о строительстве храма, люди оживились, стали приносить свои пожертвования.
В сердцах жителей Верхнечусовских Городков давно зрело желание построить храм. Для одних это возрождение традиций, возвращение исторических памятников, для других — восстановление поруганных святынь и возможность приходить в храм, доступный всем верующим.
История, тесно связавшая нас с именами Строгановых и Ермака, утвердила жителей в желании построить храм именно в честь Богоявления Господня, который находился в Нижнем Чусовском Городке, основанном купцами Строгановыми и разрушенном в 30-е годы XX века. От Богоявленского храма в 1580 году Ермак со своей дружиной, взяв благословение, отправился покорять Сибирь. В те времена в знак этого события была возведена часовня. Сейчас планируется рядом с будущим храмом Богоявления Господня в Верхне-Чусовских Городках поставить памятник Ермаку. Возрождение духовной культуры говорит о воскресении души человека, о его возврате к духовным нетленным ценностям, об обращении его к Богу.

Вестник Верхнее-Городковского детского центра народных ремесел №37,март 2008

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.