История

История и возрождение храма во имя Богоявления Господня в Чусовских городках.

Село Нижние Чусовские городки было основано в 1568 году на левом берегу реки Чусовой известной купеческой династией Строгановых. «Цель, какую имели Строгановы, открывая новое поселение «…» была та, чтобы усилить найденные соляные истоки и в силу обстоятельства на дарственной земле с пользой употребить по берегам реки леса и на тех местах развить промышленность и расширить народонаселение» (2, с. 123).
Из-за постоянно существовавшей угрозы вооруженных нападений со стороны сибирских татар и воинственных туземных племен городок сооружен был в виде деревянной крепости, обнесенной высокими стенами. Расположен он был на «высокой пойменной гравийной косе», с трех сторон окруженной водами реки Чусовой. «Подход по суше перекрывал ров, наполненный водой, через который был переброшен деревянный мост» (4, с. 49).
И действительно, в XVI веке городку пришлось выдержать несколько военных испытаний. Это были набеги пелымского князя Бегбелея Ахтакова, а также сына Сибирского хана Кучума царевича Маметкула (3, с. 50-51).
К сожалению, подробное описание Нижнего Чусовского городка, составленное в 1579 году государевым писцом Иваном Яхонтовым, не дошло до нас полностью, так как погибло в Московском пожаре 1626 года (3, с. 30). Но по утверждению Чусовского историка Олега Южакова, в 1579 году храм в Нижнем городке уже был, хотя остаются неизвестными дата его постройки и точное его название (4, с. 30). Косвенным свидетельством того, что в XVI веке в Нижнем городке уже был храм служит тот факт, что 1 сентября 1581 года атаман Ермак и его воины, отправляясь в свой знаменитый поход на покорение Сибири, «отпели соборне молебныя пения», как сообщает об этом Строгановская летопись (2, с. 125).
К XVI веку относится также и миссионерская деятельность на Чусовой преподобного Трифона Вятского, поселившегося на высокой горе напротив Нижнего Чусовского городка. На этом месте святой прожил несколько лет, проповедовал православную веру среди местного населения, исцелял больных, построил часовню и основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, просуществовавший почти 200 лет.
В 1624 году новую опись владений Строгановых на Урале составляет Михаил Кайсаров. При нем в Нижнем Чусовском городке существовало уже два деревянных храма: во имя Богоявления Господня и во имя святителей Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев «под колокольней» (3, с. 91). Службу в храмах в то время вели священники Алексий Кондратьев и Евфимий Иванов. «При храмах было 8 келий нищих, в них жили вдовы и черные старицы, питающиеся Христовым именем. «…» Все названные церкви имели землю под пашни, сенокосы и скотные дворы»(5, с. 31-32).
XVIII век — время каменного строительства. В 1742 году в Нижнем городке вместо двух деревянных храмов строится каменная церковь во имя Богоявления Господня с приделом св. апостолов Петра и Павла. Храм строился несколько лет. В 1760 году был освящен теплый придел. В 1765 году в церкви был установлен вновь писанный иконостас. «На иконе Богоявления Господня была надпись: «1765 года писал Иван Казаринов во весь иконостас». (Две иконы этого мастера-иконописца сегодня хранятся в Пермской художественной галерее). В сентябре 1891 года в храме Нижне-Чусовского села побывал Преосвященный Владимир (будущий епископ Нижегородский и Арзамасский). Он долго любовался иконостасом и, уезжая, сказал местным священникам: «Храните эту древность. Действительно, художник Казаринов, надо полагать — из дворовых Строганова — был несомненно из недюжинных. Особенно хороши местные иконы — Спасителя и Богоматери». Из других памятников церковной старины в храме были замечательный крест и Евангелие, напечатанное при императоре Петре I» (5, с. 32-33).
В XIX веке церковная жизнь села Нижние Чусовские городки принимает еще более оживленный характер, как сообщают дошедшие до нас исторические документы. В памятной книжке Пермской губернии на 1863 год зафиксирована существовавшая в то время церковная традиция ежегодного совершения крестного хода вокруг села Нижне-Чусовские городки 12 сентября по старому стилю с особо-чтимой иконой святого праведного Симеона Верхотурского. На этот праздник стекалось множество богомольцев из окрестных мест, и для них в особо устроенном доме поставлялась трапеза любви христианской за счет благотворительных пожертвований прихожан (2, с. 114). «Особо устроенный дом» — ни что иное, как старинный дом господ Строгановых, построенный на видном и сухом месте из кирпича. Со времени закрытия соляных промыслов он оставался пустым. Местный крестьянин Иван Николаевич Бушуев, исцелившийся в 1854 году по молитвам к св. праведному Симеону и после исцеления исполнивший свой обет — паломничество в Верхотурье к святым мощам праведника, на свои средства и пожертвования других отремонтировал и надстроил бывший Строгановский дом, который с того времени стал использоваться как дом для ночлега и приюта странников» (5, с. 33). Как сообщает Пермская летопись, составленная В.Н. Шишонко, на праздник в честь перенесения мощей св. праведного Симеона в Верхотурье, который отмечается Церковью 12 сентября по старому стилю, в Нижние Чусовские городки собиралось более тысячи человек богомольцев, не только жителей окрестных сел, но и Соликамского и Кунгурского уездов. Более 300 человек из них останавливалось на ночлег в «приюте», устроенном Бушуевым, который «испытал на себе во время путешествия по святым местам в России и в Иерусалиме, (где он побывал в 1858 году), что значит радушный прием и ночлег для уставшего паломника-богомольца (2, с. 124; 4, с. 33). Заканчивая описание «приюта» для богомольцев, дополним его одной деталью, содержащейся в воспоминаниях нашего современника Сергея Ивановича Зыкова, уроженца Нижне-Чусовских городков, внука регента церковного хора Богоявленского храма. Он рассказывал, что на третьем этаже «приюта» была устроена символическая «постель святого праведного Симеона» в виде лежанки из камней (2, с.35).
Необходимо также отметить тот факт, что близ Нижне-Чусовского села, как сообщается в выше упомянутой Памятной книжке Пермской губернии на 1863 год, находилась часовня, куда совершался крестный ход 28 июля по старому стилю, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, «для водоосвящения и хождения с Честным Крестом по домам прихожан. К этой же часовне бывали и в другое время крестные ходы, например, во время бездождия или безведрия». (2, с. 113 — 114).
В Адрес-календаре Пермской епархии на 1894 год приводится список особо-чтимых икон в уездах Пермской епархии, в котором значатся Смоленская икона Божией Матери и икона святого праведного Симеона Верхотурского, находившиеся в селе Нижне-Чусовские городки (1, с. 51).
В конце XIX века сугубое почитание праведного Симеона Верхотурского — уральского святого, прославленного Церковью в XVIII столетии — подвигло священнослужителей и прихожан Богоявленского храма к сооружению особого придела в честь столь любимого народом угодника Божия. Симеоновский придел с левой стороны храма был заложен в 1890 году. «Уже через год его достроили и отштукатурили внутри. Строился придел на деньги прихожан и пожертвования меценатов. В казне храма было 968 рублей 53 копейки. Священник — отец Павел Серебренников — вложил 50 рублей. Церковный староста — Александр Андреевич Шадрин — тысячу рублей, коммерции советник Александр Павлович Кропачев, уроженец Верхне-Чусовских городков — также 1000 рублей. На эти деньги устроил он прекрасный иконостас. Все строительство обошлось в шесть тысяч рублей. День 13 сентября 1892 года был светлым праздником жителей Нижне-Чусовских городков — освящался новый придел. Все ближайшее духовенство Чусовской и Калино-Камасинской волости приехало на торжество. Присутствующие гости и жители села отмечали несомненную заслугу в строительстве придела местного священника отца Павла Серебренникова» (5, с. 33).
К великому сожалению, бурные революционные события начала XX века крайне неблагоприятно отразились на судьбах Русской Православной Церкви. В 1936 году указом советской власти был закрыт храм во имя Богоявления Господня в селе Нижне-Чусовские городки. Решение это оставалось в силе, несмотря на протесты и письма верующих вплоть до высшего руководства страны (5, с. 39).
В 1956 году в связи cо строительством Камской ГЭС и повышением уровня воды в реке Чусовой поселки Верхне-Чусовские и Нижне-Чусовские городки были перенесены в район станции Урал — Нефть на правом берегу реки. Под этим же предлогом приходские храмы Рождества Христова (Верхне-Чусовских городков) и Богоявления Господня (Нижне-Чусовских городков) были безжалостно уничтожены. Остров на середине реки — вот все, что осталось потомкам в память о храме Богоявления и о самом селе Нижне-Чусовские городки.
Ныне жители современного поселка Верхне-Чусовские городки желают возродить храм Богоявления Господня. 26 июня 2008 года состоялась встреча жителей поселка с отцом благочинным Добрянского, Чусовского и Лысьвенского районов протоиереем Петром (Савиновым). На встречу пришло около 40 человек жителей — людей разного возраста, как молодых, так и пожилых. Все были единодушны в том, что храм необходим. Жители чувствуют ответственность за будущее родного края и хотят возродить духовную культуру населения на основе Православной веры. Церковь Всех Святых на Митейной горе, а также храм в селе Успенка, находятся на противоположном берегу реки Чусовой на расстоянии нескольких километров, в связи с чем они труднодоступны для жителей поселка. Глава местной администрации Кострова Татьяна Ивановна поддержала инициативу возрождения храма Богоявления. Проект храма пообещала выполнить архитектор Т.И. Попова. Оформляется земельный участок под храм. На строительство церкви получено устное благословение правящего Архиерея Пермской Епархии Владыки Иринарха. Жители поселка надеются на помощь всех добрых людей в этом святом деле. Память святого праведного Симеона Верхотурского увековечена в августе 2007 года освящением на территории поселка водного источника во имя святого. Существует также благая идея воздвигнуть поклонный крест на острове — на месте разрушенного в 50-е годы Богоявленского храма и ежегодно совершать туда крестный ход в день престольного праздника 19 января.

Материал подготовлен Верхне-Чусовской Казанской женской пустынью Пермской епархии Русской Православной Церкви

Список использованной литературы:
1. Адрес-календарь Пермской епархии на 1894 год. Пермь, 1894.
2. Быль Чусовских Городков: Краевед. Сб./ Под ред. А.И. Воробьева; Сост. А.И. Воробьев, Н.В. Никулина, Н.А. Драчинская. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун -та, 2000.
3. Головчанский Г.П. Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь.: «Книжный мир», 2005.
4. Николаев Ю.К. Земля Чусовская. г.Чусовой, 2002.
5. Южаков О. Из истории Чусовского края. г. Чусовой, 1993.

Пермский край п. Верхне-Чусовские Городки, март 2009г

Комментарии запрещены.